Онлайн медицинская энциклопедия

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


Показать все рубрики:

Психопатия

Под психопатиями надо понимать особенности психики, отличающиеся неустойчивостью интеллектуально-эмоциональной сферы и поведения.

Больным психопатией свойственны неадекватные (не соответствующие раздражителю) реакции, часто очень бурные, что в значительной степени нарушает их поведение в обществе и затрудняет приспособление к окружающей среде.

При психопатиях, наряду с патологическими отклонениями в эмоциональной сфере и поведении, формальные интеллектуальные способности сохранены (память, внимание, ассоциации).

Начало учению о психопатии было положено во второй половине прошлого столетия отечественными учеными — И. М. Балинским, И. П. Мержеевским и В. X. Кандинским. Балинский уже в 1884 г. дал определение психопатий и, говоря об их происхождении, наряду с повреждением зачатка, подчеркивал значение внешних вредностей. Особенное внимание разработке проблемы психопатий уделял В. X. Кандинский, который определял психопатии как состояние, возникшее с первых лет жизни в результате уродливого и дисгармоничного развития всех психических функций на почве, обусловленной преимущественно внешними вредностями, порочной организацией центральной нервной системы.

Это материалистическое по своей сущности определение является весьма ценным и в наше время.

В отличие от зарубежных ученых, стоявших на позициях наследственной передачи психопатий, И. М. Балинский и В. X. Кандинский, которым по праву принадлежит приоритет в истории развития учения о психопатиях, рассматривали их происхождение как результат воздействия преимущественно внешних вредностей и никогда не придавали определяющего значения наследственности.

Вторым этапом в развитии наших представлений о психопатиях надо считать учение С. С. Корсакова и П. Б. Ганнушкина.

С. С. Корсаков в определении психопатий дополнял Балинского. Он считал, что психопатии — это не только результат врожденных особенностей, но и результат перенесенных «душевных» и соматических болезней, психических потрясений и сдвигов в связи с возрастом. Эти факторы изменяют весь организм больного, его стремления, определяют его неуравновешенность, недостаточную приспособляемость к условиям окружающей среды.

П. Б. Ганнушкин, широко развив учение о психопатиях, дал их клиническое описание.

В истории учения о психопатиях некоторое распространение получило учение немецкого психиатра Кречмера. Кречмер на основании теории наследственности считал психопатии наследственными и не зависимыми от условий среды, от социальных факторов. Пытаясь создать классификацию психопатий, Кречмер исходил из типов физических конституций практически здоровых людей и утверждал, что они могут заболеть только определенным психозом, то есть что нормальная психика может перейти в психопатию, а психопатия в психоз. Так, например, астеническому типу телосложения соответствует шизоидный тип характера или шизоидная психопатия, которая при известных условиях может развиться в шизофрению. Эта антинаучная теория психопатий считала каждого здорового и человека с психопатическими чертами характера наследственно обреченными и в смысле возможности заболевания психозом. Кречмер, проводя прямую зависимость между строением тела, характером и формой психопатий, не учитывая значения социальных факторов, тем самым подчеркивал какую-то предопределенность для того, чтобы развились патологические варианты характера.

И. П. Павлов относился отрицательно к Кречмеру и его учению. Он писал: «…классификация нервных типов Кречмера… должна быть признана ошибочной… Типы Кречмера взяты с клинических больных. А разве нет совершенно здоровых людей, и все люди должны непременно носить в себе зародыш нервных и душевных болезней?».

Учение И. П. Павлова о типах нервной деятельности дало новую оценку и классификацию психопатий. И. П. Павлов подчеркивал особенности нервной системы ее чрезвычайную пластичность, приспособляемость, способность к компенсации при воздействии отрицательных условий внешней среды. В возникновении психопатий имеют значение повреждение зачатка, внутриутробные травмы, инфекции (сифилис плода), тяжелые, затяжные роды, менинго-энцефалиты и травмы головы, перенесенные в раннем детстве. В формировании психопатии играют также роль условия социальной внешней среды, дефекты воспитания.

Те или иные реакции или срывы у больных психопатиями, развивающиеся под влиянием каких-либо переживаний (а у этих больных особенно легко возникают срывы состояний), быстро выравниваются под влиянием благоприятных условий среды.

Таким образом, вопросы профилактики имеют большое значение для удержания больного психопатией в условиях труда, работоспособности.

Клиническое разнообразие психопатий велико. Попытка оформить классификацию психопатий принадлежит одному из выдающихся психиатров — П. Б. Ганнушкину.

Главные разновидности психопатий этой классификации следующие:

  1. депрессивные формы — больные с постоянно пониженным настроением, малоразговорчивые, они все видят в мрачных красках, считают себя неудачниками, преувеличивают свои недостатки, чувствительны к неприятностям;
  2. гипертимические формы — больные постоянно в повышенном настроении; все видят в розовом свете, постоянно увлекаются, поверхностны в своей деятельности, быстро переходят от одного дела, не закончив его, к другому; очень неровны в работе, не терпят никаких возражений; вступают в конфликт с обществом и не могут ужиться в нем, найти свое призвание;
  3. аффективно-взрывчатые формы — больные чрезмерно возбудимы, склонны к бурным вспышкам гнева без достаточного повода, чем также становятся мало терпимыми в коллективе;
  4. астенические формы — больные впечатлительны, чрезмерно застенчивы, ранимы, у них подчеркнутое чувство собственной неполноценности. Считая себя неполноценными, смешными, некрасивыми, больные в движениях действительно угловаты, неуклюжи; они полны мыслей о том, что окружающие люди их презирают, смеются над ними. Чувство собственной недостаточности заставляет отгораживаться от окружающей жизни, от людей, погружаться в мир мечтаний. Попадая в коллектив, такие больные легко краснеют, отчего еще больше теряются и смущаются.


В области влечений, главным образом сексуальных, у больных психопатиями часто отмечаются различные отклонения.

Исходя из учения И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности и о соотношении основных процессов возбуждения и торможения, можно предположительно считать, что больные с депрессивными формами психопатии — это типы с преобладанием торможения, с астеническими формами — слабые типы, со слабостью раздражительного и тормозного процессов, с гипертимическими и аффективно-взрывчатыми формами — типы со слабостью тормозных процессов, с преобладанием раздражительного процесса.

Из сказанного вытекает, что развитие психопатий связано главным образом с особенностями социальной среды и при благоприятных условиях этой среды психопатические особенности характера вполне компенсируются, больной удерживается в коллективе и остается трудоспособным. Однако при малейших неблагоприятных условиях у больных психопатиями легко возникают психогенные реакции.

Лечение психопатии

В предупреждении развития психопатической личности огромное значение имеют профилактические мероприятия. Как только у ребенка начинают появляться черты психопатического характера (возбудимость, лживость, неустойчивость в настроении и в деятельности), необходимо коллективное воспитание в условиях обычной школы, где ребенку прививают социальные навыки, дисциплину, чувство долга. Иногда в более тяжелых случаях с наклонностью к асоциальному поведению, к половым извращениям, приходится помещать больных в учреждения типа психиатрических загородных больниц со строгим трудовым режимом. Там больные психопатиями получают соответствующее лечение, в частности, при наклонности к половым извращениям применяют гипноз, трудотерапию, гидротерапию, физкультуру. Больные психопатиями, не будучи психически больными, в огромном большинстве случаев считаются вменяемыми и ответственными за всякое правонарушение. В отдельных случаях вопрос о судебной ответственности решается специалистами-психиатрами.

Обсуждение

Ваш комментарий:
   ___    __  ___  ____ 
  / _ \  /  |/  / / __ \
 / // / / /|_/ / / /_/ /
/____/ /_/  /_/  \____/
 

Инструменты страницы