Онлайн медицинская энциклопедия

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


Показать все рубрики:

Почему иногда запреты не помогают?

…Знакомая всем картина: группа малышей на игровой площадке детского сада. «Дети, с площадки выходить нельзя!» — строго говорит воспитательница. Большинство ребят безропотно принимают это к сведению. Но почти всегда находится «неслух», который словно ждал этих слов, — он тотчас направляется к калитке. Воспитательница перехватывает его у самого выхода, ведет обратно. Следует уже «индивидуальное внушение». Но не тут-то было: нашла коса на камень. Стоит отвлечься — и «невозможный ребенок» снова мчится к калитке. «Сражение» продолжается с переменным успехом и если в таких случаях взрослый побеждает, то не потому, что он настойчивее, а потому, что просто-напросто сильнее.

Воздержимся пока от каких-либо рассуждений по поводу этой ситуации и «переместимся» с детской площадки в лабораторию физиолога.

…Взятая в руки курица судорожно бьется, чтобы вырваться на свободу. Зверек, лениво бродивший по вольеру, едва часть этого вольера отгораживают решеткой, сразу активизируется и пытается любым путем проникнуть в «запретную зону».

Подобная поведенческая реакция давно известна физиологам; она была описана еще И. П. Павловым и названа «рефлексом свободы». Смысл такого рефлекса понятен: только нарастание упорства при встрече с препятствием может позволить животному его преодолеть.

Если же, несмотря на все усилия, преодолеть препятствие или освободиться не удастся, поведение животного резко меняется — вместо активности и агрессии появляется неподвижность или даже своеобразное «оцепенение». Это также биологически оправдано: если силы неравны, бессмысленно тратить энергию на борьбу; надежду на спасение могут принести только отказ от своих намерений, покорность, а порой и полная неподвижность, так называемая «мнимая смерть».

Имеет ли это какое-то отношение к нашей детской площадке? Безусловно. Возможно, кому-нибудь и покажется обидным хоть в чем-то быть похожим «на какую-то курицу». Но ведь общебиологические закономерности касаются и нас с вами. И «рефлекс свободы» выражен у каждого ребенка, в особенности же ярко у детей подвижных, неуравновешенных, безудержных. А именно по их адресу чаще всего и звучит: «Не бегай, не шуми, встань в угол, не пойдешь гулять, не получишь обещанного подарка, останешься без сладкого, не пойдешь в кино».

Нет спору, жизнь ребенка не может идти по принципу «все дозволено», он должен следовать правилам человеческого общежития, уважать других людей, считаться с их интересами. Но из ничего все это не явится, к этому, ребенка надо приучать. Приучать — долго, прямой запрет иному нетерпеливому воспитателю кажется более эффективным и быстродействующим. Для нас целесообразность многих «нельзя» самоочевидна, но такова ли она для пятилетнего малыша? Он зачастую видит в запрете лишь злую волю взрослого.

Естественно, чем больше ребенка ограничивают, чем больше ему запрещают, тем он становится настойчивее в попытках преодолеть запреты. Новое непослушание вызывает новую волну запретов и стеснений. Ответ не замедлит себя ждать, ребенок становится еще упрямее, не послушнее, «невыносимее».

Страсти постепенно накаляются. Часто и сам предмет спора уже оставлен в стороне, взрослый, не смотря ни на что, старается настоять на своем, а ребенок с порога отвергает любые ограничения.

Если, наоборот, вы без крайности не будете прибегать к запрещениям, не будете применять наказаний, ограничивающих активность ребенка, то убедитесь, что он становится все спокойнее, мягче, послушнее. В тех случаях, когда его поведение кажется вам неуместным или «не удобным» (как в случае с «неслухом» на детской площадке), нужно не ограничение его активности (она же все равно никуда не денется), а ее переключение на другие занятия.

Но есть ведь и поступки абсолютно нетерпимые, есть действия, которые мы ни при каких обстоятельствах не можем позволить детям. Мы не можем допустить, чтобы ребенок бросался с кулаками на окружающих, швырял на пол посуду, мучил животных… Как же здесь быть?

Вспомним: если препятствие или сопротивление воспринимаются как неодолимые, попытки настоять на своем сразу же прекращаются.

Поэтому в этих, относительно редких, случаях действия взрослых должны быть решительными и категоричными. Тут не следует допускать компромиссов, делать скидки на возраст, характер, болезненное состояние ребенка, его нервность. Ребенок должен с первого же раза убедиться, что здесь на его пути горит красный свет твердого «нельзя».

С. Файнперг, кандидат медицинских наук

Обсуждение

Ваш комментарий:
N I U
 

Инструменты страницы