Онлайн медицинская энциклопедия

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


Показать все рубрики:

Несмотря на помехи

Кто из родителей не хочет, чтобы его дети хорошо учились? Успех, однако, зависит не от одних способностей школьника. Учение — это труд, и труд серьезный, требующий волевых усилий. Человека, не умеющего сосредоточиваться, легко отвлекают шум, музыка, разговоры. Кстати, бывают виноваты не только внешние помехи; он и сам, сидя за уроками, может «витать в облаках». И одно из самых важных умений — научиться работать, не взирая на помехи.

Могут сказать: не лучше ли просто устранять все, что отвлекает? Но это не всегда возможно. Скажем, семья живет в одной комнате. Тут поневоле ученику приходится готовить уроки в присутствии других членов семьи, иногда при включенном за стеной телевизоре или раздающихся из передней телефонных звонках. Безусловно, надо стараться всемерно оградить ученика от таких помех. Однако полностью их вряд ли устранишь.

Впрочем, если бы даже такое удалось, это не пошло бы на пользу. Психологические исследования обнаружили любопытное явление: полная изоляция человека от посторонних сигналов, установление абсолютной тишины сами становятся своеобразными «раздражителями», которые отвлекают от работы и повышают утомление. Общеизвестен опыт, проведенный в библиотеке Британского музея. В одном из читальных залов были созданы «идеальные условия», полностью исключающие какие-либо шумы и вообще отвлекающие моменты. Казалось, работоспособность здесь должна быть гораздо выше, чем в обычных условиях. Но в действительности произошло обратное. Многие, участвовавшие в опыте, работали с повышенным напряжением (преодолевая сонливость), сделали меньше, чем обычно, и устали сильнее.

Подобные опыты, многократно проведенные, подтвердили ту же закономерность. Вместе с тем из практики мы знаем, что легкий шум, доносящийся с улицы, или приглушенный разговор порой не только не отвлекают от дела, но, наоборот, помогают лучше на нем сосредоточиться. Ведь сама необходимость преодолевать некоторые внешние помехи усиливает нашу общую активность, волю к труду.

Вот почему мало лишь устранять помехи. У самого ученика надо вырабатывать активную способность исключать из поля своего рабочего внимания все постороннее. Это одно из важнейших проявлений воли. Это то, про что в обиходе говорят «взять себя в руки».

Работая вожатой, а затем учительницей в 4-м классе, я замечала, как по-разному реагируют дети на отвлекающие моменты. Наблюдая за учениками на уроках, посещая их на дому, беседуя с ними, я убедилась, что дело тут в степени выдержки у каждого из них.

Отчетливо выделились три типа учеников. У первых выдержка проявляется как достаточно устойчивая черта характера. Они всегда собраны, точно выполняют требования учителей, ответственно относятся к учебным и общественным поручениям. Чаще всего это отличники или хорошо успевающие ребята.

У вторых выдержка возникает эпизодически, когда само дело имеет для них важное значение или вызывает большой интерес. В таких случаях даже сильные отвлечения не оказывают на них заметного действия. Один мальчик признался мне, что, если он заинтересован делом, ему тогда «хоть на голове ходи, ничего не помешает». Однако в других случаях он работает кое-как, легко отвлекается, думает о другом.

Третьи вообще не могут систематически работать без прямого контроля взрослых. Если над ними никто не стоит, они сразу будут искать, на что бы переключить свое внимание. Даже в тех случаях, когда работа интересна для такого ученика, он не может заниматься ею хоть сколь-либо длительное время.

Я предложила ребятам задания, которые они должны были выполнять при отвлекающих условиях (чтение сказки, рассказа, исполнение музыки по радио). Задания были доступные и интересные для учеников, к тому же они были предупреждены, что качество работы будет специально оцениваться.

Результаты полностью подтвердили правильность предварительного разделения учащихся по уровню развития выдержки. Так, у учащихся первой группы работоспособность не только не снизилась, но даже повысилась по сравнению с обычными условиями. Учащиеся второй группы также проявили довольно высокий уровень работоспособности при помехах. Тут явно сказалась заинтересованность в успехе. В то же время учащиеся третьей группы, несмотря на заинтересованность, все же не смогли устоять перед отвлечениями и работали заметно ниже своих возможностей.

Читатель может спросить: не объясняется ли высокая работоспособность некоторых учеников тем, что такие отвлечения для них привычны по домашним условиям? И наоборот, пониженная работоспособность других — тем, что для них такие отвлечения непривычны? Нет. Например, Олег дома часто готовит уроки при включенном радиоприемнике, а иногда и при включенном телевизоре. Однако во время эксперимента он работал плохо и больше прислушивался к радиопередаче. В то же время Оля, привыкшая учить уроки в тишине, тем не менее проявила высокую работоспособность. Значит, дело именно в наличии выдержки, а не в чем-либо другом.

Как же воспитать выдержку?

Первое — привычка к четкому режиму дня. Режим, помимо других достоинств, ценен тем, что приучает человека к определенному часу «настраиваться» на работу. А настрой — дело великое, ибо он помогает устранению собственной несобранности. Человеку, привыкшему все делать в определенное время, не приходится бороться на «два фронта». Закон «делу — время, потехе — час» усваивается не только убеждением, но и упражнением.

Не менее важен «режим» самого дела, которым занят ученик. Речь идет о привычке планировать выполнение учебного задания. План помогает предварительно расчленить работу на части и для каждой отвести определенное время. Тем самым создается чувство ответственности, а с ним и готовность не обращать внимание ни на что постороннее.

План особенно важен при длительной работе, когда неминуемы подъем и спад работоспособности и увеличивается опасность отвлечений. Это касается и свободной деятельности ученика. Тут он, кажется, волен: «Хочу — делаю, надоело — бросил. Ведь это не уроки». Такой взгляд оправдывает любые отвлечения и превращает их в привычку. Имея это в виду, важно воспитывать у ребенка самодисциплину, правильное отношение к слову «должен». Обычно с этим словом он связывает представление о давлении со стороны взрослого. Но когда ребенок понимает смысл требования, он осознает, что тут дело не в произволе взрослого, а в разумной необходимости. А если это так, то он и сам себе может приказать: ты должен. Вот и надо показать ребенку, что в этом и состоит главная черта сильного, волевого человека. Надо пробудить в нем самом желание преодолевать всякие трудности, отвлечения. При этом главное — научить его соединять свободный интерес с необходимыми усилиями и дисциплиной. «Я хочу, — значит, я должен».

Родители порой жалуются: ребенок совсем не умеет самостоятельно готовить уроки, хотя обладает нужными навыками и само задание не сложно. Он просто не в состоянии сосредоточиться. Начинать, очевидно, следует с того, что было упущено раньше, — с прямого контроля взрослого. Следите за каждым шагом работы ребенка, не позволяйте ему отвлекаться, пока он не закончит дела, не разрешайте ему выполнять его вполслуха и вполглаза. В следующие дни найдите себе занятие и просто посидите рядом с учеником. Само ваше присутствие будет мобилизовывать его волю. Проверяя работу, обращайте внимание на ошибки, допущенные из-за невнимательности. Покажите ему и другое: когда он сосредоточенно выполняет задание, то получается хорошо и уходит меньше времени. В дальнейшем необходимость в скрупулезном контроле будет постепенно уменьшаться.

Порой родители не только не способствуют воспитанию собранности, но, наоборот, разрушают ее. Например, человек только сел за уроки, а мать говорит: «Сбегай за хлебом». В подобных случаях ученику много усилий приходится тратить не столько на работу, сколько на то, чтобы снова привести себя в рабочее состояние.

Очень полезны для воспитания выдержки специальные игры. Здесь повышенная внимательность, умение не отвлекаться становятся уже предметом «спортивного» интереса, что значительно облегчает тренировку важных качеств.

В. Потапова, аспирант Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской

Обсуждение

Ваш комментарий:
Q G F
 

Инструменты страницы