С улыбкой или хмурым проснулся сегодня сын? С каким аппетитом ест, как учит уроки? С каким настроением идет в школу и возвращается оттуда? Тревожен или спокоен его сон? Почему он то с удовольствием и легкостью справляется со своими домашними обязанностями, то вдруг проявляет неожиданное упрямство? Даже самая занятая и поглощенная многочисленными заботами мать не может не заметить состояния своего ребенка. Но каждая ли связывает поведение сына или дочери с состоянием их нервной системы?
В любом дворе, в парке, на улице можно всегда увидеть маму или бабушку, которые то и дело покрикивают на ребятишек: «Не бегай!», «Не прыгай!», «Опять упал!.. А я что тебе говорила! Сиди смирно!». Напрасная трата душевных сил! Детям свойственна повышенная возбудимость, они, попросту говоря, не могут усидеть на одном месте, как этого хотелось бы некоторым взрослым. А окрики, одергивания служат лишь дополнительным раздражителем и без того возбужденной нервной системы. Если вы находите, что малыш переутомился, что он слишком много бегает и прыгает, остановите его спокойно и доброжелательно. Только таким способом можно погасить возбуждение нервной системы, не травмируя ее.
Нужно помнить и о другой особенности детской нервной системы. Дети не умеют сразу оторваться от того, что их увлекает, немедленно переключиться на другое занятие или быстро успокоиться. В основе этого явления лежит слабость активных тормозных процессов в еще не окрепшей нервной системе.
А кто не наблюдал таких сцен?
— Коля, домой! — кричит отец заигравшемуся во дворе сыну.
— Папа, еще пять минут! Еще минуточку…
— Немедленно, или я возьму ремень!
В просьбе сына отец видит своенравие и непослушание и, требуя немедленного подчинения, безжалостно ранит его нервную систему. Так же неправильно поступают родители, когда кричат на плачущего ребенка, приказывая «немедленно замолчать».
В результате таких действий старших у ребенка происходит перевозбуждение нервной системы, а это со временем может вызвать у него невроз. И тогда уже потребуется наблюдение врача и лечение.
Здоровому ребенку свойственно повышенное эмоциональное отношение к окружающему. Этим можно объяснить и частые слезы малыша и проявление жалости не только к живым существам, но и к неодушевленным предметам излишнюю смелость или, наоборот, пугливость, бурное проявление радости и огорчения. Такая чувствительность ребенка не есть результат какого-либо ненормального, как думают иные родители, состояния организма. Как раз большие опасения должен вызывать безразличный, замкнутый ребенок, который может долго сохранять одну и ту позу, не стремится двигаться, не требует ответов на бесконечные вопросы. Именно в этом случае родителям будет нужен совет детского врача.
Дети всех возрастов очень внимательно присматриваются к окружающим их людям, особенно к родителям, и делают собственные выводы. Малыши со всей серьезностью, на какую только способны, подражают взрослым. Значит, как важно быть достойным подражания!
Разве не бывает так: отец поучает ребенка быть аккуратным, пробирает его за то, что игрушки, книги и личные вещи разбросаны, а мать в это время начинает высмеивать отца: дескать, «учить учит, а сам никогда свои вещи не кладет на место». И невдомек таким горе-родителям, что подобная ситуация не только вредна для воспитания, но и трудна для нервной системы ребенка. Кто прав, мать или отец, ребенок решить не может. Но он глубоко переживает спор между родителями, и его нервная система находится в крайнем напряжении. Как защита от нервного срыва у ребенка может возникнуть отрицательное, безразличное отношение к обоим родителям.
Ребенок слаб, беззащитен, и до определенного возраста он с охотой подчиняется взрослым, выполняет их распоряжения, их волю. Но, подрастая, развиваясь, он становится более самостоятельным и уже протестует против ненужной опеки. Кто не слышал знаменательных слов «Я сам!». Это уже сигнал к тому, что окружающие должны изменить к нему свое покровительственное отношение. Матери, которые лишают ребенка самостоятельности, тем самым задерживают и развитие его нервной стемы.
Вероятно, многие матери наблюдали, как у ребенка вдруг, как будто «ни с того ни с сего», учащается или замедляется пульс, изменяется частота дыхания, нарушается пищеварение (рвота, понос). Малыш жалуется на головную боль, иногда у него даже повышается температура. Мать волнуется, теряется… Возьмите себя в руки и вспомните, чем только что занимался ваш ребенок: может быть, он рассматривал «страшные» картинки про серого волка, или разбил чашку, или у куклы «сама» оторвалась нога. Даже очень незначительные причины могут вызвать у детей такие явления. Мы называем их высокой неустойчивостью вегетативных реакций, которая свойственна детям. Самое важное в таких случаях — спокойное, терпеливое, ласковое отношение к ребенку. Посидите с ним, или погуляйте — свежий воздух действует успокаивающе, или уложите ребенка в постель и понаблюдайте за ним. Несколько перевозбужденный, но здоровый ребенок не улежит долго в постели. А больной, наоборот, будет лежать, дремать.
Чтобы вырастить здорового человека, о чем мечтает каждая мать, нужно беречь нервную систему ребенка. И главную роль в этом играет режим. Давно доказано, что каждая полезная привычка, каждое действие, выполняемое в определенное время, охраняет нервную систему от излишней затраты энергии.
Приученный ложиться спать в одно и то же время, ребенок испытывает желание лечь именно в это время. Вставать тоже нужно в определенное время. Не думайте, что более позднее засыпание компенсируется более поздним вставанием. Дети-дошкольники должны спать 11—12 часов, младшие школьники — 10—11 часов, 8,5—9 часов — норма для детей среднего и старшего возраста. Если ребенок спит плохо, разберитесь в причинах этого. Не забыли ли вы проветрить на ночь комнату? Не сбилась ли постель, не забыл ли ребенок снять лифчик, чулки, не давит ли резинка на пижаме? Возбуждение перед сном, шумные игры, умственное переутомление у школьников приводят к тому, что ребенок долго не может уснуть, а ночью видит «страшные» сны. Яркий свет, громкий разговор, включенный радиоприемник не должны беспокоить засыпающего малыша. Плохо выспавшиеся дети встают вялыми, раздражительными, как бы усталыми. Младшие дети иногда капризничают перед сном. Это вполне естественный переход от бодрствования к засыпанию. Окрик и требование «быстро уснуть» не помогают. Лучше скажите ребенку несколько ласковых слов, спойте колыбельную песенку.
Казалось бы, простое дело — покормить ребенка, но иной раз это становится «проблемой».
Если у взрослого человека степень аппетита бывает различной в разные дни, это никого не удивляет. Однако те же взрослые считают, что ребенок, подобно автомату, должен с одинаковым желанием съедать все, что ему дается в течение дня. При умеренном рационе и правильном режиме так и должно быть. Но часто мать рассуждает так: чем больше сын съест, тем лучше.
И вот тогда приходится наблюдать сцены, как ребенок отказывается от еды, а родители умоляют покушать «за маму», «за папу» или кричат на него, насильно заталкивая в рот кашу, куски хлеба с маслом. Нервное возбуждение при такой еде может вызвать рвоту, спазмы пищевода и другие болезненные явления чисто нервного происхождения. Впоследствии это может привести и к более значительным нарушениям работы органов пищеварения. Но пока нужно только одно «лекарство» — спокойное поведение матери и спокойная обстановка, располагающая к еде с аппетитом. Нужно считаться со вкусом ребенка и по возможности избегать тех блюд, которые он съедает через силу.
Кстати заметим, что ребенок часто не любит те блюда, которые не любит и кто-то в семье. А может быть, какие-то случайные обстоятельства — слишком горячая, пересоленная или насильно скормленная пища — вызвали стойкое неприятное ощущение. Если вам все же кажется, что у ребенка серьезно нарушен аппетит, то обратитесь к врачу, а не «лечите» его криком и угрозами.
Огромное влияние на нервную систему ребенка оказывают взаимоотношения родителей между собой, общая обстановка в доме. Дети очень чутки к малейшим проявлениям хорошего и плохого. И если в семье ссора, значит, у ребенка тоже плохое настроение. Сначала настроение, а потом и характер!
Мать обязана научиться сдерживать себя, быть всегда ровной и ласковой, веселой и приятной.
Бережное, вдумчивое отношение к нервной системе ребенка, спокойное, рассудительное вмешательство в его жизнь — залог того, что ребенок вырастет здоровым и жизнерадостным человеком. А это значит счастливым!
— Профессор З. Коларова
Предоставленная информация несет исключительно ознакомительный характер и ни при каких условиях не может служить пособием к самолечению. Будьте осторожны, доверяйте свое здоровье только лечащему врачу.
© 2010-2023 Mediinfa.ru | Пишите нам.
Обсуждение