Онлайн медицинская энциклопедия

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


Показать все рубрики:

Подготовка к школе

Впереди школа, как-то справится с новыми обязанностями семилетний человек? Как помочь ему?

Начните с самого начала — с места, за которым ему работать. Лучше всего, когда первокласснику специально отводят стол. Его может с успехом заменить и одноместная ученическая парта, она компактна и очень удобна для младших школьников — у нее есть подножка, которую можно закреплять по росту.

Но отдельное место еще не все. Оно должно соответствовать гигиеническим требованиям. Первое из них — обеспечить правильную позу во время занятий. Ведь при длительном неправильном положении тела у детей младшего школьного возраста могут возникнуть искривления позвоночника. Очень убедительно доказали это исследования чешских врачей, которые установили, что неправильная поза, сохранявшаяся у младших школьников в течение двух часов, оставляет в форме позвоночника изменения, не исчезающие даже через сутки.

Какую же позу считать правильной? Школьник должен сидеть прямо, не опираясь грудью о парту или край стола. Расстояние от края стола до груди таково, что вмещает кулак ребенка. При таком положении тела грудная клетка не сдавлена, дыхание свободно. Голова слегка наклонена, над тетрадью или книгой. Расстояние от глаз до поверхности стола для младших школьников не менее 20 см, а для старших — 30—35 см. Руки симметрично и спокойно лежат на столе, а локти чуть-чуть свисают над столом. Имейте в виду, что контроль за симметричностью плеч во время занятий — одна из главных мер профилактики сколиотических нарушений осанки. Стопы ног всей поверхностью опираются о пол или подножку. Если ребенок мал ростом, то под ноги нужно подставить скамеечку такой высоты, чтобы при опоре на нее колени были согнуты под прямым углом.

Правильная посадка может быть обеспечена лишь в том случае, если мебель соответствует росту ребенка. Узнать об этом можно по нескольким признакам. Посадите за стол ребенка, поставьте его руку, согнутую в локте, на край стола и попросите поднести пальцы развернутой кисти к наружному углу глаза. Стол соответствует росту ребенка, если поставленное таким образом предплечье свободно размещается между краем стола и его глазами. Если рука выше уровня глаз — стол высок, ниже — стол низок. Заодно посмотрите на стул — он подходит, если ноги стоят на полу под прямым углом.

До сих пор мы говорили лишь о мерах, обеспечивающих во время занятий благоприятные условия для работы мышц туловища и позвоночника. Но не забудьте создать благоприятные условия и для работы глаз. Наибольшее количество света на рабочую поверхность стола попадает лишь в том случае, если стол стоит около окна или вблизи от него, так, чтобы свет падал слева. При таком положении тень от правой руки не ложится на тетрадь. Подоконники не заставляйте цветами. Настольная лампа мощностью 60—75 ватт располагается впереди и слева от учащегося, так, чтобы свет от нее падал на тетрадь и книгу.

Подготовка к школеВремя приготовления уроков в режиме дня должно быть постоянным. Привычка садиться за уроки в одно и то же время настраивает ребенка на рабочий лад заблаговременно, сокращает время «вхождения» в работу, как говорят физиологи, и делает его труд более результативным. Садиться за уроки ребенок должен не сразу после обеда, а после 1,5—2-часовой прогулки на воздухе, не раньше 16 часов. Почему? Во-первых, мозг школьника должен отдохнуть от занятий в школе; во-вторых, наблюдениями физиологов, занимающихся изучением ритма различных физиологических функций человека, установлено, что возбудимость клеток коры головного мозга неодинакова в различное время суток. Периоды наибольшей активности коры чередуются с периодами низкой активности. Как раз время от 14 до 15 часов приходится на период сниженной активности коры головного мозга, и работоспособность в эти часы бывает очень низкой: ребенку бывает трудно сосредоточиться, сохранять внимание и выполнять задание без ошибок. Учащиеся второй смены должны начинать готовить уроки после завтрака и хотя бы получасовой прогулки на свежем воздухе.

На основе экспериментальных наблюдений Институтом физиологии детей и подростков рекомендованы ориентировочные нормы оптимальной продолжительности домашних занятий школьников. По этим нормам приготовление уроков должно занимать ежедневно у школьников 1-го класса — 45 минут — 1 час, у школьников 2-го класса — 1 — 1,5 часа, у школьников 3—4-го классов — 1,5—2 часа, у школьников 5—6-х классов — 2—2,5 часа, у школьников 7-го класса — 2,5—3 часа, у школьников 8—10-х классов — 3—4 часа.

Соблюдение указанных норм безусловно возможно, но лишь при условии, если школьник занимается сосредоточенно и целеустремленно.

Практика показывает, что научить ребенка готовить уроки быстро — очень сложная и трудная для родителей задача. А между тем, если с начальных классов воспитать у школьника способность работать в определенном темпе, то в старших классах такой школьник сможет успеть неизмеримо больше, чем ребенок, привыкший с первого класса «тянуть» время за уроками. Очень уместно по этому поводу высказывание известного отечественного физиолога Н. Е. Введенского — устают и изнемогают не столько от того, что много работают, но от того, что плохо работают. Понятие «хорошо работать» для школьника должно непременно сопутствовать воспитанию понятия «быстро работать».

За какой предмет приниматься сначала?

Решение этого вопроса зависит от возраста школьника и его индивидуальных способностей. Для старшего школьника первым предметом, бесспорно, должен быть наиболее трудный для него. Для младших школьников мы рекомендовали бы начинать с письма. Почему? Наши наблюдения показали, что ни один предмет не дается ребенку начальной школы (особенно 1-го класса) с таким трудом, как обучение письму. При письме надо неподвижно сидеть и притом в определенной позе, к которой малыш еще не привык. К тому же следует учесть, что письмо — это первая систематическая нагрузка на пальцы рук, мышцы которых еще не тренированы и недостаточно развиты. И, наконец, письмо — это большая психическая и зрительная нагрузка на ребенка.

Многие родители, видя беспомощные «каракули» своих детей, становятся немилосердно требовательными, заставляют их переделывать задание по нескольку раз. Мы проверяли целесообразность такой настойчивости. Детям предлагалось одно и то же задание выполнять сначала полторы минуты, а потом, после некоторого перерыва, задание повторялось несколько раз подряд, увеличиваясь по времени до трех с половиной минуты. Оказалось, что во время полутораминутного задания правильную позу в процессе письма сохраняли 44 процента школьников, а при более длительном задании в последние полторы минуты правильно сидели лишь 19 процентов ребят. Качество письма ухудшается с 3-й строки, а последняя, 5-я строка у большинства детей класса была оценена учителем как посредственная или плохая. Следовательно, время беспрерывного письма у первоклассников должно быть очень коротким, не более 3 минут. Много писать, и при этом хорошо, такие маленькие школьники еще не в состоянии.

Не только требовать, но и помогать нужно младшим школьникам. Помогать, зная медицинскую подоплеку происходящих со школьником перемен.

Н. Куинджи, кандидат медицинских наук

Обсуждение

Ваш комментарий:
   __  ___   ____   ___ 
  /  |/  /  / __/  / _ \
 / /|_/ /  _\ \   / , _/
/_/  /_/  /___/  /_/|_|
 

Инструменты страницы