Онлайн медицинская энциклопедия

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


Показать все рубрики:

Гимнастика для дошкольников

Возраст от трех до семи — пожалуй, самый неугомонный, самый беспокойный из всех. Как правило, дошкольнику вечно не сидится на месте, он очень любит подвижные игры, и здесь родителям скорее приходится сдерживать ребят, чем побуждать их к игре. Однако было бы неверным считать, что этого достаточно для всестороннего физического развития ребенка.

Уровень физической подготовки ребят различен; кроме того, они не владеют еще достаточной координацией движений, сложными двигательными навыками. И здесь очень полезными будут регулярные занятия гимнастикой.

С детьми 3–4 лет занятия лучше всего проводить через 35–40 минут после завтрака и второй раз — после дневного сна. Эти занятия кратковременны: 3–4 упражнения, сочетаемые с бегом и ходьбой.

Детей 5–6 лет следует приучать к систематической утренней гимнастике. Продолжительность занятий — 10–12 минут (5–7 упражнений). Полезна зарядка и после дневного сна.

В гимнастику дошкольника входят ходьба и бег, прыжки и метания, ползания и лазанья, доступные упражнения в равновесии и спортивные развлечения. Выполнять упражнения полезно и дома, в проветренной комнате, и особенно на воздухе, во время прогулки. Гимнастику следует всегда проводить занимательно, эмоционально, живо — тогда и ребята будут заниматься охотно, с интересом, без принуждения. Пособия для занятий несложны, они есть в каждой семье. Это мячи, обручи, палки (круглые), веревка, деревянные бруски (5–6 см в поперечнике и длиной до 20 см), детские стульчики, столы, скамеечки, табуретки.

Упражнения для детей 3–4 лет

  1. Принести указанный предмет (мяч, флажок, обруч, игрушку). Идти обычным шагом, или на носочках, или высоко поднимая колени. Предмет нести перед собой над головой или за головой. Задача усложняется, если ребенку предложить идти по половице или между равномерно разложенными предметами (кубиками, брусками). Цель: совершенствовать умение ходить. Необходимо обратить внимание на то, чтобы ребенок правильно держал тело и голову при ходьбе.
  2. То же, выполнять бегом. Цель — укрепление мышц ног, совершенствование движений.
  3. Ползти до указанного предмета (шарика, кубика, мяча, флажка), вернуться бегом с ним в руках. Цель — укрепление мышц плечевого пояса.
  4. Проползти через обруч, или под обручем, или под детским столиком, иди под натянутой веревкой (высота
  5. Проделать то же, не касаясь руками пола. Цель — воспитать умение преодолевать различные препятствия, укреплять мышцы ног и рук (фото 1).
  6. Влезть и слезть с гимнастической лесенки или стремянки, ступая на каждую рейку. Цель — укрепить мышцы тела, воспитать смелость, ловкость.
  7. Подпрыгивание на месте на обеих ногах (5–6 прыжков). Цель — укрепление мышц ног.
  8. Перепрыгнуть через линию, или веревку, лежащую на полу, или кубики, бруски, небольшой мячик (фото 2).
  9. Перепрыгнуть через половицу, через несколько кубиков, уложенных в 2–3 ряда, или через две линии, веревки (фото 3). Цель — совершенствовать умение прыгать, развивать силу ног.
  10. Продвигаться вперед, подпрыгивая на обеих ногах. Руки внизу или на поясе. Задача усложнится, если ребенок будет продвигаться по «коридору» (уложенная на полу веревка) по прямой или зигзагами. Цель — развивать силу ног и ловкость.
  11. Продвигаться вперед, перепрыгивая через небольшие препятствия (кубики, деревянные бруски, небольшие мячики и т. д.).
  12. Спрыгивать со скамеечки (высота 15–20 см) или детского стула.
  13. Спрыгнуть с высоты 1 м – 1 м 20 см (стол, подоконник, лесенка) в руки взрослого. Цель — развивать ориентировку в пространстве, воспитывать смелость, решительность.
  14. Пройти «по камешкам через ручеек», наступая на деревянные бруски или кубики, лежащие на расстоянии 25–35 см друг от друга (фото 4).
  15. Перейти по бревну или трубе, лежащей на земле, лицом вперед или приставным шагом в сторону.
  16. Пройти по скамейке или доске, перешагнув через один или несколько предметов, равномерно расположенных на ней (фото 5).
  17. Вбежать и сбежать по наклонной доске.
  18. Догнать катящийся мяч, продвигаясь на четвереньках.
  19. Катить мяч головой, продвигаясь на четвереньках. Цель — укрепление мышц туловища, ног и рук, развитие координации движений (фото 6).
  20. Катить мяч на дальность из разных исходных позиций: стоя прямо, стоя спиной вперед, ноги врозь, присев на корточках, сидя, сидя ноги врозь. Цель — развивать ловкость движений.
  21. Катить мяч в цель — в ворота, арки, в более крупные мячи и т. д. Цель — развивать меткость.
  22. Стоя на коленях или сидя на пятках, прокатить мяч вокруг себя.
  23. Бросать и ловить мяч (20–25 см в диаметре) с расстояния 1–1,5 м.
  24. Бросать мяч о землю и ловить его.
  25. «Кто дальше?» Бросать шишки, комки снега, камешки, маленькие мячи.
  26. Подбрасывание мяча вверх одной и двумя руками, Цель — совершенствовать навыки в бросках и ловле, развивать ориентировку в пространстве и ловкость движений.
  27. Стоять на обеих ногах или на одной, на колене взрослого (фото 7).
  28. Наклоны назад, стоя на коленях взрослого, при поддержке взрослого. Цель — развивать ориентировку в пространстве (фото 8).
  29. Поднять гимнастическую палку вверх (повыше над головой) и положить к ногам.
  30. Перешагнуть через палку. Палку держать в опущенных руках за оба конца. Перешагнуть сначала одной, затем другой ногой. Затем перешагнуть назад. Цель — развивать ловкость движений (фото 9).
  31. Встать в обруч, присесть, взять его обеими руками, встать и поднять обруч высоко над головой (фото 10).
  32. Сидя в обруче, ноги скрестив, высоко поднять обруч. Цель — развивать координацию движений (фото 11).

Упражнения для детей 5 — 7 лет

  1. Пройти 8–10 м обычным шагом, или на носках, или высоко поднимая колени, или на пятках, или приставным шагом в сторону, скрестным шагом вперед, или спиной вперед. Положение рук может быть различным (вверху, внизу, в стороны, вперед). В руках можно нести предмет. Задача усложнится, если ребенок будет идти прямо или боком по веревке, лежащей на полу, по рейке, по линии. Цель — совершенствовать навык ходьбы.
  2. Аналогичные упражнения выполнять бегом: обычным шагом или перешагивая через предметы или веревку. Цель — укреплять мышцы ног, совершенствовать навыки бега, развивать ориентировку в пространстве.
  3. Проползти на четвереньках под натянутой веревкой или несколькими параллельными. То же, не касаясь руками пола (фото 12).
  4. Пролезть между двумя натянутыми на разной высоте веревками (30 и 60 см), не задевая их. Цель — совершенствовать ловкость движений, развивать силу мышц плечевого пояса, ног (фото 13).
  5. Долезть до верха гимнастической лесенки или стремянки, перелезть на другую сторону и спуститься вниз. Можно то же проделать на обычной лестнице (наклонной), перелезая на другую сторону между рейками. Цель — развивать силу мышц, координацию и ловкость движений, воспитывать смелость, ловкость.
  6. Подпрыгивать на месте на обеих ногах, стараясь коснуться головой подвешенного предмета (мячик, легкая игрушка, флажок). Цель — развивать силу мышц ног (фото 14).
  7. Вспрыгивание на невысокий предмет (высота 20–25 см), ящик или парапет, стоя лицом к препятствию, или боком, или спиной. Спрыгивание с предмета спиной вперед, или боком, или лицом вперед. Задача усложнится, если расстояние до предмета постепенно увеличивать. Цель — развивать силу мышц ног, воспитывать ловкость, смелость, решительность.
  8. Перепрыгивать с ноги на ногу, продвигаясь вперед, наступая между предметами или на кружочки, нарисованные на земле. Цель — развивать ловкость.
  9. Перепрыгнуть на двух ногах через скамеечку (высота до 25 см), или большой мяч, или натянутую веревку. Цель — развивать силу ног, воспитывать смелость.
  10. Перепрыгнуть через «коридор» (ширина 50–60 см), образуемый двумя линиями, или через половичок. Прыгать лицом вперед или боком. Цель — развивать силу ног, умение мягко приземляться (фото 15).
  11. Прыгать через качающуюся и вращающуюся скакалку.
  12. Прыгнуть в обруч, лежащий на полу, или в круг, нарисованный на земле, стоя лицом, боком или спиной к обручу. Выпрыгнуть обратно так же. Прыгать на обеих ногах, или на одной, или меняя ноги поочередно. Цель — развивать силу ног, ловкость движений (фото 16).
  13. Прыжками на обеих ногах продвигаться вверх по наклонной доске, или детской деревянной горке, или по лестнице (некрутой). То же — прыгая с ноги на ногу. Цель — развивать силу ног, умение прыгать и мягко приземляться.
  14. Пройти по веревке, лежащей на полу (прямо и зигзагами), лицом или спиной вперед (2–3 м). Цель — развивать чувство равновесия (фото 17).
  15. Пройти по веревке, лежащей на полу, на четвереньках, переставляя ноги и руки по веревке (2–3 м). Цель — укреплять мышцы туловища, рук и ног, развивать чувство равновесия (фото 18).
  16. Пройти по доске, или половице, или «коридору» (шириной до 15 см) с предметом на голове (кольцо, подушечка, мешочек с песком) (фото 19). То же — перешагивая через мяч или несколько кубиков, лежащих на доске. Цель — развивать ориентировку в пространстве и чувство равновесия.
  17. Катать мяч, обруч при помощи палочки, клюшки и т. д. по прямой, по кругу, загзагами, во время ходьбы и бега. Цель — совершенствовать координацию движений.
  18. Подбросить мяч вертикально вверх и поймать его (5–6 раз).
  19. Отбивать мяч рукой о землю, продвигаясь вперед (6–7 м).
  20. Бросать мяч в стенку и ловить его.
  21. Бросать малый мяч в цель (в катящийся большой мяч, в корзину, в ящик, в щит, в обруч) из разных исходных положений.
  22. Бросать мяч на дальность из разных исходных положений, одной и двумя руками. Цель — выработать меткость, ловкость, силу рук.
  23. Сидя, катать мяч ногами вокруг себя, поворачиваясь с помощью рук. Цель — развивать мышцы рук, ног и туловища (фото 20).
  24. Катать мяч руками вокруг себя, сидя на полу, ноги вместе. Цель — развивать гибкость, укреплять мышцы туловища (фото 21).
  25. Катить мяч одной ногой, подпрыгивая на другой, по прямой и по кругу. Цель — развивать силу ног (фото 22).
  26. Сидя на полу, поднять палку ногами (фото 23).
  27. Лежа на животе, поднять и опустить палку на вытянутых руках. Голову приподнять. Цель — развивать мышцы туловища.
  28. Исходное положение — сидя на полу. Палку держать прямыми руками за концы, положив ее на колени. Перекат на спину. Перенести одновременно ноги через палку. Цель — развивать координацию движений (фото 24).
  29. Перелезть сквозь обруч ногами вперед. Цель — развивать мышцы туловища и рук (фото 25).

Гимнастика для дошкольников

Р. Травкина, научный сотрудник Института возрастной физиологии и физического воспитания

Обсуждение

Ваш комментарий:
  _   __ ______  _____
 | | / //_  __/ / ___/
 | |/ /  / /   / (_ / 
 |___/  /_/    \___/
 

Инструменты страницы