Онлайн медицинская энциклопедия

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


Показать все рубрики:

Физкультура при бронхиальной астме

Как предупреждать приступы и чем облегчить состояние ребенка.

Вариантов течения бронхиальной астмы, вероятно, существует столько же, сколько больных детей. Только врач, наблюдающий ребенка, изучивший особенности его состояния, может подобрать эффективные лечебные средства. Каковы бы они ни были, их обязательно дополняют специальной гимнастикой и массажем.

Очень хотелось бы, чтобы родители детей, страдающих астмой и астматическим бронхитом, поверили в замечательную целебную силу гимнастики и массажа! Ведь поверив, они будут более аккуратно и настойчиво заниматься с детьми, а успех приносят только систематические занятия.

Свою веру и целеустремленность постарайтесь передать и детям. Даже пятилетнему ребенку можно сказать, что это лечение не лекарство, которое надо просто проглотить. Чтобы оно помогло, а оно может замечательно помогать, надо очень-очень стараться самому.

Активное, сознательное участие маленького больного — одно из слагаемых эффективности лечебной физкультуры. А главное ее преимущество состоит в том, что это метод, мобилизующий собственные защитные силы ребенка, использующий его естественные физиологические возможности.

Для врачей уже давно не существует сомнений в том, что без физических упражнений не может быть успешного лечения хронических заболеваний бронхов и легких. В их пользе, больше того — в их насущной необходимости убеждают и клинический опыт и специальные многочисленные исследования.

Познакомим вас хотя бы кратко с механизмом действия этих методов.

Известно, что при бронхиальной астме в кору головного мозга, из воспалительно измененных дыхательных путей, от нервных окончаний, заложенных в слизистой оболочке бронхов, постоянно поступают сигналы раздражения. В результате здесь образуется своего рода болезнетворный очаг, «больной пункт». Достаточно небольшого дополнительного толчка (для одного ребенка это респираторная инфекция, для другого — пища, к которой у него имеется непереносимость, для третьего — переутомление), чтобы произошло возбуждение этого очага и разыгрался приступ.

Во время физических упражнений и массажа происходит раздражение воспринимающих нервных аппаратов кожи, мышц, связок. От них потоки импульсов устремляются в кору головного мозга.

Если эти раздражения часты, длительны, ритмичны, то они тоже способны вызвать образование своего очага возбуждения. Под влиянием настойчивой тренировки этот очаг становится настолько мощным, что начинает как бы конкурировать с болезнетворным очагом и может подавлять его, уменьшать его активность, снижать возбудимость, то есть способствовать предупреждению приступов.

Уже одного этого было бы достаточно, чтобы настаивать на применении лечебной физкультуры. Но значение ее гораздо шире и разнообразнее.

При бронхиальной астме, если она протекает длительно, у детей нарушается питание кожи, мышц, возникают изменения в легочной ткани, в мышце сердца, в опорно-двигательном аппарате, страдает осанка. Каким лекарством можно воздействовать одновременно на столь разнообразные нарушения? Существует только одно средство общего универсального воздействия — физическая культура. Вовлекая в ответную реакцию весь организм, она стимулирует обмен веществ, улучшает питание тканей, увеличивает активность защитных сил и компенсаторных механизмов.

Вероятно, вам приходилось слышать от врача о том, что ваш ребенок плохо, неправильно дышит.

Действительно, у детей, страдающих хроническими бронхо-легочными заболеваниями, грудная клетка бывает тугоподвижной, нередко диафрагмальное и грудное дыхание «встречное», то есть во время вдоха поднимается только передняя стенка грудной клетки, а живот втягивается.

С течением времени может развиться эмфизема легких — заболевание, которое характеризуется тем, что легкие расширяются, эластичные элементы легочной ткани заменяются неподатливой соединительной тканью. Все это делает дыхание поверхностным, неглубоким. Организм испытывает недостаток кислорода. Плохая вентиляция легких предрасполагает к респираторным инфекциям.

Специальная дыхательная гимнастика — наилучшее средство, поддерживающее эластичность легочной ткани и увеличивающее подвижность грудной клетки.

Наблюдения многих клиницистов показывают, что под влиянием систематических упражнений дыхание становится более глубоким, ритмичным, возрастает жизненная емкость легких, улучшается использование кислорода.

Нормализации дыхания способствует и массаж межреберных промежутков, межлопаточной области, надплечий; он уменьшает спазм мышц грудной клетки и рефлекторно связанный с ним спазм бронхов.

Легкий массаж лица, спины и живота может даже во время развивающегося приступа успокоить ребенка.

Лечебную физкультуру и массаж следует дополнить закаливанием.

Физкультура при бронхиальной астмеДетский организм пластичен, податлив. Ведь он весь — в росте, развитии. Это делает физические методы лечения наиболее перспективными именно для детей. Нельзя сбрасывать со счетов и психологическое, эмоциональное значение физкультуры. Ребенку, для которого движение — внутренняя потребность, такое лечение импонирует больше любого другого, оно создает радостное, бодрое настроение. Вот почему, кстати, мы рекомендуем проводить занятия в виде игры, разнообразить, оживлять их.

Как бы тяжело ни было состояние ребенка, не отчаивайтесь, не складывайте оружия! Терпеливо применяйте все те средства, которые вам назначил врач, и в том числе обязательно гимнастику, массаж и закаливание. Не забывайте о соблюдении режима дня — это фон, благоприятствующий успеху любого лечения.

Не надо, однако, понимать нас так, что физкультура полезна любая. Как и всякое лечебное средство, она должна быть строго дозирована, подобрана в соответствии с возрастом и состоянием ребенка, особенностями течения у него бронхиальной астмы.

Методику занятий, практические советы вам надо будет согласовать с врачом, который решит, применимы ли они для вашего ребенка, подскажет какие-либо индивидуальные варианты.

Обсуждение

Ваш комментарий:
   ____   ____   ____
  /  _/  / __/  /  _/
 _/ /   / _/   _/ /  
/___/  /_/    /___/
 

Инструменты страницы